ЭСКЕЙП Пресс 2007-2

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


По окончании IX Международной научно-технической конференции «Актуальные задачи каталогизации продукции и пути их решения» А.В.Загребеев, заместитель начальника отдела информационного обеспечения ОАО «РЖД», член-корреспондент Академии проблем качества изложил нам основные тезисы и краткое содержание своего доклада, представленного на мероприятии.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, в чем заключаются основные проблемы ведения, нормализации и актуализации справочников для потребителей материально-технических ресурсов?

Ответ: Сложность работ по поддержанию в актуальном состоянии справочников обусловлена спецификой материально-технических ресурсов, используемых организациями и предприятиями, а именно: высокой разнородностью материально-технических ресурсов, масштабностью объемов номенклатуры и необходимостью обеспечения непрерывности учета МТР.

Для любого предприятия номенклатура потребляемой продукции шире, чем выпускаемой – до 80% номенклатуры на предприятиях всех типов практически идентичны! Формально справочник первоначально базируется на информации потребителей, а не изготовителей, в результате чего практически во всех справочниках присутствуют типичные ошибки, такие как неоднозначное и некорректное наименование позиций и дублирование записей. При использовании в информационных системах стандартных классификаторов возникают проблемы, связанные с отнесением одного товара в разные группы. Более того, на практике наблюдаются случаи расхождения трактовок номенклатурных позиций даже в документации производителей (счет-фактура, прайс-лист, сайт), а также в ГОСТах, ТУ, паспортах изделий и т.п. Поэтому наименование товара должно раскрывать сущность предмета поставки.

Еще один острый вопрос ведения и нормализации номенклатурных справочников на любом предприятии – что первично: идентификация или классификация? Зачастую при разработке справочников товаров основные усилия разработчиков направлены на их классификацию, тогда как большинство пользователей интересует именно идентификация, под которой мы подразумеваем минимальный набор символов, позволяющий однозначно отличать один товар от другого.

Вопрос: Как вы решили эти проблемы для такого крупного и разностороннего предприятия, как «Российские Железные Дороги»?

Ответ: Выход из ситуации мы нашли совместно с софтверной компанией «Эскейп», разработав универсальную методику классификации справочника продукции, реализованную в «Сетевом классификаторе материально-технических ресурсов ОАО «Росжелдорснаб» (СК МТР РЖДС), в котором вопросы идентификации и классификации технологически разделены на два различных направления. Это позволяет снизить влияние ошибок классификации, а также устранить ошибки идентификации путем логического удаления некорректных записей. Данный подход позволяет при необходимости классифицировать товар в соответствии с любым классификатором (ОКП, ОКДП, ТН ВЭД и др.). Логическим развитием «СК МТР РЖДС» стала разработанная при нашей поддержке компанией «Эскейп» корпоративная автоматизированная система ведения нормативно-справочной информации «3U», в которой в полной мере учтен наш практический опыт работы со справочником ОАО «РЖД».

Вопрос: Есть ли у данной системы какие-либо специфические преимущества, оказавшие влияние на ваш выбор?

Ответ: Для нас основным условием эффективного использования справочника является его достоверность, что обеспечивается оперативным внесением всех изменений и дополнений, а также интуитивно понятный интерфейс информационной системы, не требующий дополнительной подготовки. Процесс сопровождения справочника в системе «3U» основан на онтологическом принципе - корректировка номенклатурных позиций осуществляется на основе анализа по мере накопления информации об однородной продукции.

Еще одна важнейшая для нас задача - использовать все возможности идентификации. Часто под «Наименованием» понимается вся совокупность информации о номенклатурных позициях, что не позволяет организовать эффективный поиск, особенно для номенклатуры в сотни тысяч позиций. В данной системе понятия – «Чертеж, марка, тип изделия», «Регламенты», «Параметры» и т.п. - вынесены в отдельные поля.

Кроме того, архитектура системы «3U» позволяет централизованно вносить изменения в справочник неограниченного объема и осуществлять его ведение из любой точки на территории, охваченной деятельностью предприятия. Данные возможности системы позволяют поручать ведение корпоративных справочников материально-технических ресурсов специализированным компаниям, осуществляющим аутсорсинг, благодаря чему легче избежать типичных ошибок при работе со справочниками. С учетом того, что большой процент номенклатуры на предприятиях всех типов практически идентичен, затраты предприятий, желающих воспользоваться аутсорсингом, существенно снижаются.

Вопрос: Каковы технические требования системы? Существует ли необходимость обновления технических ресурсов предприятия при ее внедрении?

Ответ: Данный проект реализован с применением WEB-технологий, а в качестве браузера применяется Internet Explorer 6.0, используется технология AJAX. Благодаря этому работа с системой может вестись с любого современного компьютера, на котором установлена операционная система Windows и есть подключение к сети Internet, что позволяет неограниченно расширять число удаленных пользователей системы. При этом полностью отсутствует необходимость установки дополнительного программного обеспечения.

Вернуться к списку