"Главный врач Юга России" №3 2007 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


В N3 журнала «Главный врач Юга России» за 2007 год опубликована статья генерального директора компании «Эскейп» Алексея Владимировича Аносова.

В настоящее время акцент по реформированию здравоохранения переносится на региональный уровень. В условиях ограниченности материально-финансовых ресурсов государства ведущую роль в правильности и адекватности принимаемых мер в управлении здравоохранением регионов имеет своевременная достоверная информация и наличие инструмента для ее анализа. Большие объемы информации, разнородность данных, требующих анализа, необходимость принятия оперативных решений – все это требует использования информационных технологий в системе управления здравоохранением.


1. ИТ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОСГАРАНТИЙ: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АВТОМАТИЗАЦИИ

Информационные технологии являются действенным инструментом повышения эффективности государственного аппарата и укрепления его авторитета в обществе. Учитывая сложные схемы взаимосвязи между участниками лекарственного обеспечения в субъектах РФ, напрашивается вывод, что для обеспечения жизнеспособности, эффективной работы и развития системы в целом, необходим комплексный подход к автоматизации. Концепция комплексной автоматизации лекарственного обеспечения населения в регионах направлена на реализацию задач модернизации управления лекарственным обеспечением. Опыт нашей компании, с 1998 года активно участвующей в создании программных продуктов, предназначенных для учета движения лекарственных средств, позволил нам разработать технологию автоматизации лекарственного обеспечения населения отдельного субъекта РФ в рамках региональных программ государственных гарантий и обеспечения лечебных процессов в соответствующих лечебных учреждениях.

Представляемая технология основывается на Комплексной системе автоматизации и управления аптечным предприятием «М-АПТЕКА плюс» и дополнительных модулях, ключевыми функциональными задачами которых является управление заявочными компаниями, управление распределением и перераспределением лекарственных средств по аптечным организациям и лечебным учреждениям, контроль качества лекарственного обеспечения граждан и ведение централизованной обработки всех данных о потреблении лекарственных средств.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОМПЛЕКСНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

·         повышение эффективности управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ

·         удовлетворение потребности органов государственной власти субъекта РФ (ТОУЗ, ТФОМС, Росздравнадзор) в информации и информационном взаимодействии в рамках лекарственного обеспечения населения, а также региональной информатизации (интеграция с информационными системами Минтруда, Пенсионного Фонда, ТФОМС)

·         улучшение качества лекарственного обеспечения населения и рационализация использования финансовых ресурсов на основании анализа статистических данных информационной системы

·         обеспечение информационной безопасности и конфиденциальности баз данных региональных и муниципальных информационных систем на территории субъекта РФ

 

Внедрение комплексной системы автоматизации управления обеспечением движения лекарственными средствами льготных категорий граждан уже осуществляется в Республике Коми и Омской области. Проявляют заинтересованность в системе и другие субъекты Российской Федерации. Важно отметить, что многие регионы уже частично готовы к внедрению системы: с 2005 года в 16 субъектах РФ функционируют программные продукты нашей компании, направленные на оптимизацию работы в системе ДЛО, являющейся на данном этапе неотъемлемой частью обеспечения населения лекарственными средствами (сокращенно - ОНЛС). Кроме того, в некоторых регионах, в частности - в Краснодарском крае (ГУП «Кубаньфармация»), полным ходом идет автоматизация розничной части крупных государственных фармацевтических сетей с помощью АСУ «М-АПТЕКА плюс».


2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ ВНУТРИ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА

Основными участниками процесса лекарственного обеспечения населения в субъекте РФ являются:

·         территориальный орган управления здравоохранением (ТОУЗ);

·         лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ);

·         фармацевтические учреждения (товаропроводящая сеть)

·         внешние контрагенты (ТФОМС, Росздравнадзор, ПФР, Министерство труда и социального развития).

Полная информация о деятельности всех участников стекается в ТОУЗ, основная задача которого заключается в урегулировании использования средств регионального и федерального бюджета, оптимизации оказания бесплатной медицинской помощи населению, прогнозировании развития отрасли. Для технологического обеспечения названных задач разработан программный модуль «М-АПТЕКА плюс ЦОД», позволяющий осуществлять:

·         сбор данных о движении ЛС

·         сбор данных о состоянии обеспеченности населения ЛС

·         сбор персонифицированных данных по каждому пациенту применительно к лекарственному обеспечению населения

·         анализ полученных данных, формирование отчетов для принятия управленческих решений

В Лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) осуществляются важнейшая для работоспособности всего комплекса функция – ведение регистра прикрепленного населения. Главные врачи несут ответственность за полноту и корректность предоставляемых персонифицированных данных. Модуль АСУ «М-Аптека плюс ЛПУ» обеспечивает информационные потребности поликлиник и стационаров. В поликлиниках это: учет выписки льготных рецептов, формирование потребности прикрепленного населения льготных категорий в ЛС. В стационарах – формирование плановой и оперативных заявок на поставку ЛС для обеспечения непрерывного лечебного процесса, контроль создания и поддержания страхового запаса ЛС и товаров медицинского назначения, учет поступления и распределения ЛС по отделениям, контроль расходования ЛС во время лечебного процесса.

Основными функциями товаропроводящй сети как участника ОНЛС в регионе, являются:

·         сбор и обработка заявок от ЛПУ

·         полный цикл предметно-количественного и партионного учета лекарственных средств и изделий медицинского назначения

·         распределение лекарственных препаратов и средств медицинского назначения по медицинским организациям и аптечным учреждениям

·         управление движением лекарственных средств

·         рецептурный отпуск товара по отдельным программам (ДЛО, региональные программы соц. гарантий)

·         аналитический контроль

·         работа с контрагентами

·         формирование необходимой отчетности

Различные конфигурации Системы автоматизации и управления аптечным предприятием "М-АПТЕКА плюс" позволяют полностью автоматизировать сеть фармацевтических предприятий: от аптечного пункта до оптового аптечного склада и управляющей компании. Руководство товаропроводящей сети (ГУПа) обеспечивается инструментом для принятия управленческих решений в рамках федеральных и региональных программ лекарственного обеспечения населения. Аналитика АСУ предоставляет полную информацию о товародвижении, обеспеченности населения лекарствами в разрезе программ ОНЛС, оперативными сведениями о дефектуре, рецептах, поставленных на отсроченное обслуживание, состоянии страхового запаса в каждом аптечном учреждении сети вплоть до точки отпуска (аптечного пункта).


3. ПЕРСПЕКТИВА: ОБЩЕЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РЕГИОНЕ

Предлагаемый комплексный подход к автоматизации позволяет интегрировать сведения, относящиеся к обеспечению населения государственными гарантиями, в общее информационное пространство региона. Включение в состав комплекса системы ведения нормативно-справочной информации, разработанной компанией «Эскейп», позволит установить связи между объектами однотипной нормативно-справочной информации, используемой в программных комплексах различных министерств и ведомств любого субъекта РФ.


4. КОНСАЛТИНГ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ОНЛС РЕГИОНА

Для успешного функционирования автоматизированных систем регионального уровня важно не только выделение финансирования, но и наличие детальных планов развития информационной инфраструктуры, принятие и соблюдение регламентов, четко определяющих принципы работы и обязанности участников системы. Имея за плечами богатый опыт внедрения автоматизированных систем в регионах, наша компания предоставляет шаблоны регламентирующих документов для конечных пользователей системы, а так же шаблоны приказов министерства здравоохранения, необходимых для проведения работ по автоматизации на территории.

Еще одной важной составляющей успешного внедрения ПО на региональном уровне является организация отраслевых учебных центров на территории субъектов РФ, обеспечивающих подготовку и переподготовку кадрового состава отрасли для выполнения целевых программ. В результате этого у всех участников процесса ОНЛС появляется понимание целей и задач информатизации, увеличиваются возможности рационального и умелого использования предлагаемых средств автоматизации.

Подводя итоги, можно с уверенностью говорить о том, что реализация концепции комплексной автоматизации обеспечивает руководство здравоохранения субъекта РФ полноценным инструментом для управления лекарственным обеспечением населения региона, подготовленным персоналом, IT-инфраструктурой и технологией работы, позволяющей оперативно вносить изменения в существующие и реализовывать новые отраслевые программы социальных гарантий.

Вернуться к списку