Издание: "Фармацевтический Вестник" №32 2011 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Газета «Фармацевтический Вестник» открывает цикл публикаций, посвященных использованию инструментов программного обеспечения в аптечном бизнесе. Сегодня стало очевидным, что низкий уровень информатизации не способствует, – а в некоторых случаях препятствует, – сокращению издержек и повышению эффективности аптеки. Другой очевидный факт – автоматизированный управленческий процесс должен облегчить работу аптеки. О том, как правильно выстроить этот процесс, читайте в рубрике «Дневник руководителя».

 Заявочной кампанией на лекарственные средства для льготных категорий граждан определяется бюджет субъекта РФ на предстоящий отчетный период. От корректности определения потребности в ЛС зависит качество медикаментозного лечения. В нелегком и социально ответственном деле точного определения потребности региона в ЛС управленческому звену могут помочь инструменты автоматизации.

 «По старинке»

 Проведение заявочной кампании без применения средств автоматизации начинается с составления Перечня лекарственных средств. Обычно он составляется в виде Excel-таблицы и передается в ЛПУ для формирования потребности. Сводная Excel-таблица ложится в основу проведения торгов на конкурсной основе на поставку лекарственных средств.

 После проведения торгов, определяющих поставщиков лекарственных средств в объеме сформированных лотов, региональный аптечный склад (РАС) формирует запас лекарственных средств и планирует его распределение по аптекам в соответствии с потребностью ЛПУ. На следующем этапе производится собственно выписка лекарств пациентам на рецептурных бланках и отпуск в аптеках.

 Если заявочная кампания проведена некорректно, аптека сталкивается с двумя проблемами:
  • Огромное количество необеспеченных аптеками рецептов.
  • Большие товарные остатки по окончании отчетного периода в результате завышения реальной потребности в номенклатурной группе.

 Это еще раз подчеркивает сложность в определении номенклатуры и ее объемов при проведении заявочной кампании. При этом у специалистов, проводящие заявочные кампании в регионах, возникают свои трудности – невозможно вовремя получить от ЛПУ заявку на лекарственные средства, заявленное ЛПУ количество не соответствует реальной потребности, выписка лекарственных средств на рецептурных бланках не соответствует заявленной номенклатуре.

 Как правило, все эти вопросы решаются по телефону и на бесконечных совещаниях. Все это требует огромных усилий со стороны руководителей, отвечающих за лекарственное обеспечение льготников в регионе.

 Лекарственное обеспечение – программное обеспечение.

   Сам собой напрашивается вопрос: как разгрузить руководителей регионов и повысить ответственность главных врачей и главных специалистов за результаты заявочной кампании?
Все начинается с первичного звена – а именно с врачей, назначающих лекарственные средства своим пациентам. Именно на них лежит ответственность в определении схем лечения и потребности в препаратах для обеспечения лечения вверенных им пациентов. Но для того чтобы заявочная кампания начиналась именно с них, нужен инструмент, позволяющий контролировать работу врачей со стороны управления здравоохранения региона. Таким инструментом может стать соответствующее программное обеспечение (ПО). Однако ПО не должно отвечать всем требованиям ведения электронной истории болезни - в противном случае его будет сложно быстро перестраивать под меняющиеся требования со стороны управленческого звена. ПО должно содержать в себе свод правил и регламентов проведения заявочной кампании и назначения лекарственных средств пациентам.

При автоматизации управления заявочной кампанией и выпиской лекарственных средств действия всех специалистов зависят от оперативного вмешательства их руководителя со стороны Управления здравоохранения.

 Самая распространенная ошибка, допускаемая управленческим звеном, – это полное перекладывание на ПО процесса формирования заявочной кампании или ограничения выписки лекарственных средств. ПО само по себе не сможет предотвратить отклонений в действиях врачей. Если в регионе отсутствует нормативная база в виде приказов и распоряжений, определяющих поведение специалистов в той или иной ситуации и регламентирующих взаимодействие различных структур здравоохранения, наличие ПО не гарантирует эффективной заявочной кампании. Заметим, что это должна быть региональная, а не федеральная нормативная база. Различия между регионами слишком велики.

 Итак, для правильной организации информационного пространства необходимо:
  • Создать нормативную базу в виде приказов и распоряжений, определяющих поведение специалистов в той или иной ситуации и регламентирующих взаимодействие различных структур здравоохранения.
  • Подготовить специалистов руководства здравоохранения региона к оперативному контролю над действиями врачей в ЛПУ, организовать соответствующую управленческую структуру.
  • Установить во всех ЛПУ и в управлении здравоохранения ПО, соответствующее принятой технологии формирования заявки на ЛС.
  • Провести обучение всех специалистов работе с ПО.

 В результате, первое, с чем столкнется лечащий врач – невозможность выписки того, что не попало в заявку данного ЛПУ. Именно этот фактор заставит врача более ответственно относиться к составлению заявки на лекарственные средства.

 Второе – специалисты управления здравоохранения смогут распределять и перераспределять квоты на каждое ЛПУ региона в разрезе муниципальных образований или без их учета, корректировать номенклатуру лекарственных средств и управлять их выпиской.

Типовой сценарий взаимодействия специалистов Управления здравоохранения и ЛПУ будет выглядеть следующим образом. На первом этапе специалист Управления здравоохранения формирует формулярный перечень лекарственных средств с указанием предельно возможных цен и устанавливает квоту с разбивкой по муниципальным образованиям и ЛПУ в соответствующих разделах ПО. Затем специалисты ЛПУ вводят количественные показатели по каждой номенклатуре лекарственных средств. После этого специалист управления здравоохранения проверяет и, в случае необходимости, корректирует заявки ЛПУ, а затем утверждает заявочную кампанию. Далее проводятся торги на закупку и поставку лекарств и осуществляется контроль над выпиской.

 Таким образом, использование инструментов ПО в заявочной кампании позволит максимально корректно определить потребности региона в лекарственных средствах. На практике это будет означать, что на отсроченном обслуживании будет находиться минимум рецептов, а на остатках в аптеках не будут задерживаться лекарственные средства, поставленные по государственным контрактам.

 Алексей Аносов, "Фармацевтический Вестник", N32 (648) 11 октября 2011 г.
Вернуться к списку