Издание: "Фармацевтический Вестник" №33 2011 год

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


Каждый раз, когда врач выписывает «льготные» лекарственные средства (ЛС), он, по сути, занимается распределением бюджетного финансирования. Поэтому процесс выписки рецепта связан с целым рядом ограничений. Выбор врача ограничен позициями. Включенными в Перечень ЛС, разрешенных к выписке, и, что самое важное, в номенклатуру, указанную в заявке данного ЛПУ на текущий отчетный период. Без строгой регламентации и удобной системы управления выписка ЛС становится всеобщей головной болью – для аптек, врачей и пациентов.

Под контролем. 

Избавиться от бессмысленных мучений им должны помочь организаторы здравоохранения. Под контролем со стороны Управления здравоохранения находятся:
  • Вхождение ЛС в Перечень.
  • Вхождение ЛС в номенклатуру заявочной кампании.
  • Количество выбранной номенклатуры, разрешенное к выписке по результатам заявочной кампании.
  • Соблюдение дозировки на курс лечения.

Если первый и четвертый параметры относительно постоянны, то второй и третий часто изменяемы и предполагают наличие такого инструмента, как специализированное программное обеспечение (ПО). Ведение соответствующей электронной базы и ее автоматизированный контроль помогут предотвратить нарушения в процессе выписки.
 Но и при ведении электронной базы выписки не все так просто. Дело в том, что выписка производится не только в ЛПУ, но и при посещении пациента на дому. Кроме того, выписка в самом ЛПУ не прекращается (не должна прекращаться) при отсутствии электричества или временной неработоспособности ПО. Все эти случаи должны быть предусмотрены в нормативном документе ТОУЗ, определяющем требования к главному врачу ЛПУ по организации ведения электронной базы выписки.
 Электронная база выписки обязательно должна быть полной. Это необходимо для ее сопоставления с базой отпуска ЛС в аптеках с целью оценки качества лечения пациента. Многих руководителей пугает количественное превышение выписанных рецептов над рецептами, по которым аптеки выдают ЛС пациентам. При правильно поставленной работе со стороны ТОУЗ причины этого несоответствия можно легко выявить. Во-первых, пациент в силу разных обстоятельств мог просто не придти с рецептом в аптеку. Во-вторых, постановка рецепта на обеспечение могла быть не зафиксирована в базе данных аптеки. В-третьих, бланк рецепта мог быть потерян в аптеке до внесения в базу данных реализации – в этом случае при инвентаризации «книжные» остатки расходятся с остатками на полке.

Что делать?
Перейдем непосредственно к организации управления выпиской ЛС. Повторим – действия врача при выписке должны быть регламентированы приказами и распоряжениями. Помимо прочего они должны определять ответственность главных врачей ЛПУ за ведение и поддержание в актуальном состоянии электронной базы выписки ЛС, а также составлять список ЛПУ, врачи которых имеют право на выписку ЛС. При этом нормативно-справочная информация должна быть неотъемлемой частью функционала ПО, сценарии работы которого в свою очередь обязаны полностью соответствовать технологическим процессам, связанным с выпиской и отпуском ЛС.

 Кроме того, врач должен иметь доступ к следующей информации:
  • наличие ЛС в аптеках и на аптечном складе;
  • ЛС, выданные по выписанным рецептам; рецепты, взятые на обеспечение;
  • список устойчивой дефектуры и имеющихся в наличии аналогов;
  • количество препаратов, доступных для выписки, по каждой номенклатуре.
Добавим, что оперативное предоставление врачу информации о наличии ЛС и их аналогов, а также других данных, влияющих на качество лечения пациента, должно быть определенно и утверждено соответствующим регламентом. Контроль над соблюдением которого возлагается на организацию, обслуживающую ПО.
 В комплекс управленческих мероприятий также входит оперативное и согласованное специалистом ТОУЗ внесение изменений в установленные ограничения по выписке в рамках бюджета региона. Оно включает в себя корректировку утвержденной заявки ЛПУ, управление остатками препаратов от предыдущих заявочных кампаний, а также ввод запрета на выписку и отпуск препарата, торговое наименование которого желательно реализовать после реализации аналогов. Кроме того, грамотная организация управления выпиской ЛС предполагает наличие обратной связи – автоматизированной экспертизы электронных баз и выборочной медицинской экспертизы с проверкой историй болезни (проводится врачами ТОУЗ по заранее подготовленному реестру подозрительных рецептов). Эти инструменты позволят оценить влияние работы ТОУЗ на деятельность участников лекарственного обеспечения льготных слоев населения. Автоматизированная экспертиза электронных баз выписки позволяет выявить многие ошибки – отсутствие препарата заявке ЛПУ, превышение выписки конкретной номенклатуры по отношению к утвержденной заявке на отчетный период, «отсутствие» пациента в реестре и т.д.
 Для повышения ответственности по ведению электронных баз данных у сотрудников организаций – участников лекарственного обеспечения необходим автоматизированный мониторинг электронных баз выписки и отпуска ЛС, а также ведение реестра прикрепленного к ЛПУ населения. Важность такого мониторинга неоднократно подтверждалась на практике (табл.).



Ненужные изобретения.  
В заключение хочется обсудить показательный пример непонимания некоторыми организаторами лечебного процесса функциональных задач аптечных предприятий как операторов логистических услуг по обеспечению населения ЛС в точках отпуска, условно прикрепленных к местам выписки рецептов.
 Основные требования к логисту, роль которого обычно выполняет региональный аптечный склад в паре с аптекой, заключаются в своевременной доставке ЛС в точку отпуска. Для выполнения этой задачи аптечный склад и аптеки используют свои технологические механизмы. Четкая работа аптечной сети помогает врачам свободно производить назначение того или иного ЛС пациенту, если данное ЛС не находится в списке устойчивой дефектуры, а выписка не превышает утвержденные лимиты. При правильно организованном взаимодействии аптеки и аптечного склада обеспечение рецепта ЛС строго регламентировано на случай его отсутствия в момент обращения пациента. Контроль над исполнением регламента должен быть включен в ежедневный мониторинг со стороны ТОУЗ. Однако организаторы лечебного процесса позволяют себе иногда забыть, что вопрос лекарственного обеспечения должен решаться совместными усилиями с аптекой. Вместо того, чтобы выдвигать справедливые требования к аптеке по своевременному обеспечению ЛС и тем самым обеспечивать целостность технологического процесса, они начинают разрабатывать собственные технологии, которые, по их мнению, гарантируют пациентам получение лекарств по рецептам. Ошибочные представления организаторов лечебного процесса о технологии выписки выливаются в новации, суть которых состоит в организации прямого резервирования ЛС в аптеке в момент назначения.
 Предлагаемая новация приведет к тому, что у аптеки образуется запас препаратов, которым она не распоряжается. Аптека не может быть уверена, что все пациенты придут за ЛС. Создается ситуация, когда лекарства есть, но непонятно, сколько позиций необходимо включить в заказ аптечному складу на подвоз, чтобы не создавать затовариваемость в аптеке. Непонятны и действия врача. Лекарства должны выписываться раз в три дня? Или, не приостанавливая выписку, искусственно увеличивать количество необеспеченных рецептов? Что делать аптеке – заказывать ЛС на все необеспеченные рецепты, не обращая внимания на резерв? Потребуется ли разрабатывать особую технологию учета обеспечения необеспеченных рецептов?
 Давайте не будем создавать организационных проблем, а начнем искать и находить пути консолидированной работы специалистов разных направлений. Задача ведь у них одна – поддержать здоровье пациента.

 Алексей Аносов, эксперт в области автоматизации аптечного бизнеса, "Фармацевтический вестник", №33 (649) 18 октября 2011 г.
Вернуться к списку