Как упорядочить путь лекарственных препаратов от изготовителя к потребителю, сделать его более простым и прозрачным во всех отношениях? На эти и другие вопросы мы искали ответы в беседе с генеральным директором фирмы-производителя автоматизированных систем управления предприятием «ЭСКЕЙП» Алексеем АНОСОВЫМ.
Алексей Владимирович, ваша фирма уже не первый год работает в системе здравоохранения. В чем суть этой деятельности?
Мы разрабатываем технологии, которые позволяют правильно осуществлять заказ лекарственных средств, правильно учитывать эти лекарственные средства в системе, правильно их распределять по точкам отпуска. В то же время наши технологии предопределяют доставку лекарственных средств по назначению. По программе льготного лекарственного обеспечения мы проповедуем главную истину – пациент не должен искать лекарства. Лекарства должны доставляться пациенту по месту его обращения. Как ни странно, у нас имеются оппоненты, говорящие о том, что прикрепление пациента к конкретным точкам отпуска является нарушением его прав. С этим утверждением мы не согласны. Человеку просто не объяснили, почему и зачем его прикрепили к конкретной аптеке. Во-первых, при этом прогнозирование и заявочная кампания проводятся с большей определенностью: мы знаем, что именно эту аптечную точку необходимо обеспечить конкретными лекарствами. Нами пропагандируется технология назначения лекарственного средства с учетом наличия его в аптеке. При отсутствии назначаемого препарата автоматизированная система должна предлагать препарат-аналог. Наша цель – помочь специалистам вылечить пациента, организовав вертикаль управления выпиской и отпуском.
То есть внедрение системы исключает всякую самодеятельность?
Абсолютно верно. Мы упорядочиваем процессы и предлагаем чиновникам на местах принимать и озвучивать те правила, по которым должны работать исполнители. Вот позвонили из детской больницы – нет лекарств… Это же следствие, а причина в том, что не организованы централизованная закупка и поставка. Плохо была организована заявочная кампания, никто не анализировал процессы, не определял нормативы - сколько каких лекарств надо и куда.
Очевидно, во-первых, что внедрение ваших программ исключает пресловутый человеческий фактор. Во-вторых, когда существует единая база данных, тот же министр, сидя в Москве, может в один миг узнать, как обстоит дело с лекарственным обеспечением в любом городе России…
Для некоторых региональных министерств мы организуем мониторинг корректности ведения электронных баз учета пациентов, назначения и отпуска лекарственных средств в рамках льготного лекарственного обеспечения населения. Начали разрабатывать требования и внедрять мониторинг деятельности аптечных сетей по реализации коммерческого товара, который охватывает в первую очередь вопросы товарных запасов и ценообразования. Все требования законодательства изначально включены в наши программы.
На мой взгляд, есть еще один положительный аспект наличия этих технологий – борьба с «мертвыми душами». Ни для кого не секрет, и порой всплывают истории, когда эти самые «души» появляются в списках на получение лекарств, в особенности дорогостоящих, или какого-то льготного обслуживания, и т.д. Деньги ведь там вращаются немалые, и внедрение наших технологий как раз и позволяет исключить все «вольности дворянские».
Как известно, заставить чиновника поменять акценты в своей работе возможно только при условии наличия соответствующих требований со стороны вышестоящего руководства. При наличии таких требований все то, о чем вы говорите, формируется в электронном виде и доступно для анализа.
Хорошо, как сделать так, чтобы это было надо?
Узаконить и спустить как нормативный документ. Нужны предложения в Росздравнадзор. Специалисты, выполняющие контролирующие функции, должны понимать, что они приходят в регион и не только смотрят, как лежат в холодильнике таблетки, а должны обращать внимание и на то, как ведется учет реализации в электронном виде, требовать срез электронных баз для анализа выписки и отпуска лекарственных средств населению.
Проще говоря – как таблетки попали в холодильник.
Да. И не по звонкам и жалобам жителей. Необходимо объективно находить сведения в автоматизированной системе.
Вы говорили о законодательном решении вопроса. Это на уровне Государственной Думы РФ?
Я думаю, достаточно будет указания от Росздравнадзора своим подразделениям на местах – как проверять, на что обращать внимание и т.д. Это ведь внутренние вопросы здравоохранения.
Отсюда вытекает последний вопрос – на сегодня есть понимание необходимости внесения изменений в контрольную деятельность у органов Росздравнадзора?
В ближайших моих планах выяснит этот вопрос. Насколько я сумею корректно и объективно донести информацию, настолько наша идеология будет понята и принята.
Беседу вел Рубен Казарян, соб.корр. "МГ"