В журнале «Новая аптека» N7 за 2007 год в части «Эффективное управление» опубликовано интервью с менеджером проекта «Автоматизация» компании «Катрен» Андреем Коситовым, в котором он рассказал о преимуществах и функциональных возможностях АСУ «М-АПТЕКА плюс».
Для чего необходима автоматизация аптечному учреждению? Сегодня ответ кажется очевидным: автоматизация ставит работу предприятия на качественно новый уровень. А это, в свою очередь, положительно сказывается и на прибыли аптеки, и на качестве работы с товарным запасом, ассортиментом, росте производительности труда. Для крупных аптечных учреждений более важным может оказаться выполнение функций оперативного и аналитического контроля, а значит, снижение издержек, возможность введения различных дисконтных систем и проч. Однако, для того, чтобы автоматизация помогла реализовать все это, она должна быть «правильная». О том, что такое «правильная» автоматизация и как она способствует улучшению работы аптечного предприятия, нам рассказал Андрей Коситов, менеджер проекта «Автоматизация» компании «Катрен».
– Андрей Александрович, чем автоматизация аптеки отличается от компьютеризации?
– Компьютеризация – более узкое понятие, чем автоматизация. Очень часто работники аптек путают эти два понятия, полагая, что, поставив компьютер и загрузив на него несколько программ, их предприятие уже автоматизировано. Однако это совсем не так. Автоматизация – это прежде всего процесс, цель которого – сделать работу предприятия максимально автономной, а значит с наименьшими рутинными операциями и трудозатратами сотрудников аптеки. Более того, этот процесс должен быть максимально комфортным и удобным.
– Каково на сегодняшний день предложение по автоматизации на рынке?
– Сегодня на рынке представлен ряд удачных программ по автоматизации аптек. Они составлены с учетом специфики бизнеса и позволяют реализовывать такие функции, как предоставление справочной информации, централизованная система закупки товара, выведение отчетности и многое другое.
– в «Катрен» предоставление сервиса по автоматизации аптек является сопутствующей услугой. как появился проект?
– Проект был создан в 2003 году, тогда в компании появился отдел информационного обслуживания клиентов. Необходимость была обусловлена тем, что в этот период возросла потребность аптек в качественных программах автоматизации. Для реализации направления «Автоматизация» мы приняли решение воспользоваться готовым продуктом.
– Каким? по каким критериям шел отбор программного обеспечения?
– После тщательного исследования и тестирования программ, мы выбрали программу «М-Аптека-Плюс», которая изготовлена компанией «Эскейп», г. Москва. Основным критерием, на который мы ориентировались, был потенциал продукта для дальнейшего развития. Стоит отметить, что этот продукт достаточно гибок и универсален, он позволяет легко адаптировать его под конкретную аптеку.
– Существует ли некая стандартная модель, так сказать, «для всех»?
– Конечно, она, как правило, используется для первичной автоматизации аптеки. Тем же клиентам, кто хочет развивать свою систему, мы предоставляем услуги по интеграции с другими программами, ведению справочной информации, организации справочных центров и центров заказа с собственными алгоритмами вычисления потребности и распределения заказа поставщикам и многое другое.
– Насколько востребована ваша программа?
– С каждым годом у нашего проекта становится все больше и больше «поклонников»: так, первая аптека была автоматизирована в Новосибирске в конце 2003 года, и уже на следующий год начались установки программ в городах Сибири. В 2005 году программы были установлены уже в 68 аптеках, в 2006 году – в 206, и до конца 2007 года мы планируем автоматизировать уже порядка 300 аптек. И особенно радует то, что практически все клиенты остались довольны программой «М-Аптека-Плюс», предоставляемым спектром услуг и особенно их качеством.
– Каковы преимущества этой программы?
– «М-Аптеки-Плюс» обеспечивает высокую скорость обработки информации, легкую масштабируемость приложений, а также уникальную безотказность работы программного обеспечения, при этом не требует больших затрат на аппаратную часть в сравнении с аналогами. У нас есть примеры клиентов, у которых не было ни одного сбоя в работе программы за несколько лет эксплуатации. Конфигурации программы позволяют автоматизировать отдельную аптеку, аптечную сеть в различных вариантах, с выделенным или распределенным складом, создавать единый центр заказов и обработки документов и даже автоматизировать оптовый склад. Мы вместе с клиентом ищем «узкие» места в организации процессов и пытаемся удачно находить компромисс между вычислительными способностями компьютеров и экспертными оценками сотрудников. Кроме того, у нашей программы есть свои достижения и рекорды.
– Какие?
– Во-первых, у нас максимально сокращено заполнение новой аптеки товаром с 14 до 3-4 дней. Во-вторых, мы смогли уменьшить время приходования товара до 1 часа, и во многих аптеках этого процесса вообще не замечают – только раскладывают товар на витрине и ставят ценники. Кроме того, программа существенно увеличивает производительность труда. Так, в одной из аптек был зафиксирован рекорд: на одном рабочем месте за 6 часов работы было «пробито» 825 чеков на общую сумму порядка 420 000 рублей.
– Андрей Александрович, что, по-вашему, означает словосочетание «правильная автоматизация»?
– Его можно трактовать по-разному. С одной стороны, «правильная автоматизация» – это создание качественного автоматизированного процесса, который бы обеспечивал бесперебойную работу аптеки, совершенствовал ее, увеличивая прибыль. С другой стороны, «правильная автоматизация» – это философия работы компании, которая предоставляет услуги по автоматизации, она заключается в пристальном внимании к клиенту и его потребностям. Здесь главное – корректно задать правила работы как для компьютера, так и для самого процесса.
Подготовила Елена Аверинская
Текст интервью перепечатан по электронной версии газеты «Катрен-Стиль» N8 за 2007 год.