Аптечным организациям опять устанавливают новые правила.

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


21 Сентября 2017

Вступивший в силу с 22 сентября приказ Минздрава № 403н вызвал серьезный переполох в аптечном сообществе. Особое внимание привлек к себе п.14 Правил отпуска лекарственных средств, в частности положения, касающиеся правил отпуска спиртосодержащих препаратов. Так, новыми правилами преду­смотрено, что аптеки обязаны хранить рецепты на лекарственные препараты в жидкой лекарственной форме, содержащие более 15% этилового спирта от объема готовой продукции, в течение трех месяцев. Опасения фармрозницы были связаны с тем, что документ фактически переводит Валокордин и Корвалол в категорию рецептурных ЛП. Однако, как удалось выяснить «ФВ», все не так драматично. Нормативный акт касается только лекарств, у которых в инструкции указано, что они отпускаются по рецепту.

А сердце плачет

Одним из первых на приказ с длинным названием «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» отреагировал основатель и генеральный директор аптечной сети «Самсон-Фарма» Самсон Согоян. «Плохие новости!» — написал он коллегам в интернете, обратив внимание на четырнадцатый пункт документа.

По сети новости, в том числе и плохие, расходятся быстро. И мнение о том, что Валокордин и Корвалол будут продаваться по рецепту, в какой-то момент стало доминирующим. А перед глазами стали появляться образы несчастных пенсионеров. Плотными кольцами выстраиваются они в очередь сначала в поликлинику на выписку рецепта, потом в аптеку на получение заветных и весьма бесполезных, по мнению многих врачей, пузырьков, а спустя короткое время идут на второй круг.

Между тем п.4 документа гласит: «По рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем—девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта». То есть все, что описывается после этого пункта, в частности в п.14, по поводу которого и поднялась паника, касается лекарств, отпускаемых по рецепту, то есть тех, у которых этот способ отпуска из аптеки прописан на упаковке и в инструкции по применению.

Ни слуху, ни духу

Впрочем, приказ заслуживает внимания не только в контексте рецептурного и безрецептурного отпуска. Сам документ, как это случается, обрушился на аптеки как снег на голову. «К сожалению, аптечное сообщество в очередной раз оказалось не готово к новому нормативному акту», — констатировал в беседе с «ФВ» исполнительный директор ААУ «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов. Он также обратил внимание на то, что установленный постановлением правительства порядок о согласовании приказов и нормативных актов не был соблюден в должной мере.

«Документ не проходил общественного согласования и даже не был вывешен на сайте Regulation, — подчеркнул эксперт. — Мы нашли информацию, что этот нормативный акт согласовывался и готовился министерством в 2014 г., но после ни слуху ни духу от него не было».

Несмотря на это, подобный нормативный акт в любом случае нужен, считает эксперт, ведь действовавший ранее приказ № 785 в определенной степени устарел, в нем содержалось достаточно много норм, которые уже не действовали, и, конечно, нужно было приводить все в соответствие.

«В целом приказ дает несколько иные формулировки по отношению к предыдущему, — отметил г-н Целоусов. — В нем содержится ряд принципиально новых норм для аптечных организаций, которые дают даже более упорядоченное представление и понимание процессов отпуска лекарственных препаратов». В качестве примера он привел нормы, которые позволили аптечным организациям деление вторичной упаковки лекарственных препаратов без ведения лабораторно-фасовочного журнала. Кроме того, аптечные организации с правом изготовления наделяются правом делить и первичную упаковку по требованиям накладных от лечебных организаций. «В силу консервативности Минздрава эта норма стала во многом неожиданностью», — подчеркнул Дмитрий Целоусов.

Однако есть и положения, которые аптечное сообщество однозначно отвергает: они связаны с индивидуальными предпринимателями. «В нормативном акте индивидуальный предприниматель совершенно необоснованно выделяется отдельной категорией, — прокомментировал эксперт. — Возникает ощущение, что скоро у нас появятся пункты с названием «ИП». Согласитесь, странное осуществление фармацевтической деятельности».

Замешательство, возникшее в аптечной среде вокруг п.14, г-н Целоусов объяснил отсутствием в документе списка препаратов, рецепты на которые необходимо хранить в течение трех месяцев. Причем норма этого приказа конкретно прописывает коды АТХ, по которым хранятся рецепты.

«Из прочтения данного пункта можно сделать вывод, что если ЛП попадает под конкретный код АТХ, то необходимо требовать рецепт и хранить его в течение трех месяцев, — отметил собеседник «ФВ». — Но это не так. В течение этого времени нужно хранить лекарства только в том случае, если пациент приходит с Rх-препаратом, попадающим по классу в определенный код».

«ФВ» связался и с Самсоном Согояном, чтобы узнать его трактовку положений приказа. «Неудобно!» — сказал, как отрезал, глава аптечной сети своего имени, после чего в трубке раздались короткие гудки. Очевидно, в ближайшее время других страшных предсказаний от ушедшего в себя эксперта ожидать не стоит.

Вернуться к списку