Аптечный ритейл ищет новый формат объединений

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


28 Октября 2017

На рынке фармрозницы сформировалось еще одно сообщество, объединяющее четыре федеральные сети общей численностью 1315 точек продаж по России. Идейные вдохновители проекта Дмитрий Сокол и Олег Милютин говорят о совершенно новом формате ассоциации, которой больше подходит определение «партнерство», где все члены равны и готовы консолидировать бизнес-процессы, увеличивая маржинальность и валовую прибыль. К такому шагу владельцев сетей «Фармакопейка» и «Твой Доктор» подтолкнула активная консолидация игроков рынка в последние два года.

Четыре товарища

Управляющая компания «ИРИС» (IRIS) была создана Дмитрием Соколом и Олегом Милютиным летом 2016 г. на паритетных началах. По словам генерального директора УК Галины Орловой, партнерство омской «Фармакопейки» и тульской «Твой Доктор» началось в 2015 г. За два года удалось выработать стратегию развития и начать привлекать в 2017 г. новых равноправных членов в свои ряды.

В конце октября состоялось подписание документа о вхождении двух региональных сетей в новое сообщество. Екатерина Арустамян («Ставропольские городские аптеки») и Юрий Гайсинский («Нижегородские городские аптеки») примкнули к УК, став ее акционерами. Как сообщила «ФВ» Галина Орлова, это партнерство равноправных, а не ассоциированных участников. «Одиночки не в тренде. «ИРИС» — ответ на вызовы времени», — считает Екатерина Арустамян.

В свою очередь Олег Милютин отметил, что возникла потребность в профессиональном управлении маркетингом, его классическими 4Р. Профессиональное и качественное управление — ресурс дорогой и штучный. Вырастить его совместно кажется задачей более решаемой, чем делать это самостоятельно.

Учредитель «Проектирование систем управления» Павел Лисовский считает, что сообщество будет иметь преимущества перед ассоциациями, если сделает ставку на привлечение крупных игроков, а не на общую численность. Галина Орлова призналась «ФВ», что для вступления нет ограничений: «Мы смотрим на состояние бизнеса, уровень бизнес-процессов и управляемости, взаимоотношения с поставщиками — все это влияет на возможность войти в состав партнерства».

Матрица прибыли

IRIS — это Integrated Retail Investment Strategies. Основатели постарались в названии отразить смысл партнерства — объединенные розничные инвестиционные стратегии для маржинализации бизнеса участников.

Партнерство займется увеличением валовой прибыли своих участников за счет управления ассортиментом, продвижения и внедрения СТМ, работы с производителями и оптимизации маркетинговых контрактов. Планируется выявлять и обмениваться наилучшей практикой (best practice) от каждого участника и адаптировать их в сетях партнеров. В «ИРИС» надеются, что обмен практиками и изучение матриц друг друга позволят сформировать идеальную ассортиментную матрицу для конкретного региона и конкретной локации с учетом опыта не только одной сети.

Без каннибализма

На сегодня «ИРИС» объединяет в себе 1315 аптек. «Фармакопейка» представлена 520 аптеками и «Фармакопейка Практик» — 4 аптеками. Еще один бренд этой сети — «Хелми» имеет 70 аптек. «Твой Доктор» и «Здесь Аптека» насчитывают 119 аптек и 192 точки соответственно. «Фармакопейка» охватила Западно-Сибирский регион, а «Твой Доктор» — Центральный регион и Краснодарский край. Южный федеральный округ осваивает новый участник — «Ставропольские городские аптеки» со своими 180 точками продаж. Хозяйство Юрия Гайсинского представлено двумя брендами: Farmani — 200 аптек и «Аптечество» — 30 аптек не только в Нижнем Новгороде. Аптеки открываются во Владимирской, Кировской областях, Республике Марий Эл.

Отличительной чертой участников является охват нескольких регионов. Ставропольская сеть Екатерины Арустамян раскинулась по Краснодарскому краю и Московской области. Тем не менее интересы сети «Твой доктор» и «Нижегородских городских аптек» пересекаются во Владимирской области; также в Московской области и Краснодарском крае сеть Дмитрия Сокола конкурирует с сетью г-жи Арустамян. Эксперты рынка полагают, что такая ситуация может усложнить совместную работу по бизнес-процессам. К тому же болевой точкой в этом проекте остаются амбиции игроков, способные помешать общим интересам. Дмитрий Сокол на этот счет заявил, что «финансовый результат объединяет лучше амбиций».

По данным QuintilesIMS, по результатам 1-го полугодия 2017 г. «Фармакопейка» и «Твой Доктор», включая все их бренды, совместно занимали долю 1,5%. По данным того же источника, Farmani и «Аптечество» Юрия Гайсинского имели долю 0,45%, а «Ставропольские городские аптеки» — 0,36%. Общая доля «ИРИС» на рынке составляет пока 2,31%. Если в «ассоциацию» будут привлекать не халявщиков, а партнеров в таком же темпе, то она может увеличить долю до 3—5% уже в 2018 г., считают игроки рынка.

Вернуться к списку