Эксперты начинают подводить итоги эксперимента по маркировке.

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


7 Октября 2017

Чиновники и некоторые участники фармбизнеса недоумевают: чего ждут компании, не предпринимая никаких подготовительных мероприятий к внедрению системы маркировки, до которого остались считаные месяцы? Если включиться в проект по маркировке в последний момент, когда она станет обязательной для всех, это и в самом деле может повлечь большие расходы, а также дефицит оборудования и длинную очередь к его поставщикам. Об этом говорили участники рынка, подводя первые итоги эксперимента по маркировке ЛП на IX Международной конференции «Что происходит на фармацевтическом рынке?» 3 октября.

Не ждите, не отменят

Пилотный проект подходит к завершающей стадии: система создана и работает, утверждены методические рекомендации, определены состав и требования к формату данных, предоставляемых ведомственными информационными системами, разработано и установлено на промышленном контуре ПО для маркировки лекарств, система интегрирована с ведомственными системами ключевых участников, разработано приложение для мобильных устройств. Федеральная налоговая служба протестировала систему на ввоз лекарств в Россию и прохождение таможенных процедур, розничную продажу в аптеке, размещение на складах, внутреннее перемещение, операции с групповой упаковкой. Остались не протестированными процессы, связанные с реализацией в медицинскую организацию и отпуск по бесплатным и льготным рецептам. Так обрисовала достигнутые результаты начальник Управления организации государственного контроля качества медицинской продукции Росздравнадзора РФ Валентина Косенко.

Удивление у чиновника вызывает тактика выжидания остальной части фармсообщества: «Дата-матрикс определена, известно, какое должно использоваться оборудование. Никто ничего не отменит и ничего не изменится по сравнению с пилотом, — обратилась к представителям компаний Валентина Косенко. — Это приоритетный проект, который курируется напрямую правительством. Теперь все зависит от компаний».

Стоимость иностранного оборудования для маркировки, по информации поставщиков, колеблется в пределах 50—400 тыс. евро, в зависимости от производственной мощности и скорости линии. Госкорпорация «Ростех» ведет работы по созданию российского аналога, стоимость которого будет на 43—45% ниже зарубежных, отметила г-жа Косенко.

«По нашим подсчетам, этим оборудованием можно будет закрыть 60% потребности. Его первые образцы мы сможем увидеть на выставке «Фарммедобращение», а на «Фармтехе» будет представлена вся линейка российского оборудования для маркировки», — сообщила она.

Реализация сериализации

«Герофарм» и «Биокад» участвуют в пилотном проекте с самого его начала. Руководитель отдела сопровождения информационных систем «Биокада» Павел Пальников рассказал, что еще летом в компании столкнулись с дефицитом необходимого оборудования, очередь за которым выстроилась до осени. «Мы не подходили к вопросу комплексно и не искали готовых решений. Весь проект у нас занял год по одной производственной линии с ручной агрегацией. Оборудование для нее обошлось в 2,5 млн руб. Первоначально скорость линии упала примерно на 6 упаковок в минуту — с 40 до 34. Мы эту проблему решили, но оптимизация продолжается и теперь», — пояснил г-н Пальников. Одновременно уже четвертый месяц ведется наладка линии с автоматизированным процессом агрегации, которая должна быть запущена в декабре.

Компания «Герофарм» запустила маркировочное оборудование на своей подмосковной площадке. «В апреле-мае мы определились с поставщиком оборудования, утвердили проектную команду, в июле за два дня инсталлировали оборудование в линию и в сентябре зарегистрировали компанию в ИС «Маркировка», — рассказал директор по экономической безопасности компании «Герофарм» Андрей Ахантьев. — Еще дорабатываем складские операции, остались вопросы по регистрации препаратов, по совместимости и наполнению госреестров. Затраты на оборудование составили порядка 10 млн руб., еще потратим не более 5 млн руб.».

Не доводить до дефицита

На оптимизацию бизнес-процесса с учетом маркировки уйдут месяцы, поэтому «начинать бежать надо было еще вчера», считает директор по развитию НПК «Катрен» Анатолий Тенцер. Его компания тоже участвует в пилоте с первых дней.

«Дистрибьютору не нужно закупать сложное оборудование с длинным сроком поставки, у нас это обычные сканеры, которые купить не так уж сложно. Но если 50 тыс. аптек захотят купить 100 тыс. сканеров в течение года, то на них тоже будет и дефицит, и соответствующие цены, — полагает г-н Тенцер. — Активная фаза разработки началась у нас весной, какие-то доработки программисты делают и сейчас, и я думаю, предстоит еще несколько месяцев такой работы. С точки зрения денег для нас это бюджет небольшой. Но проблема в том, что с учетом маркировки надо заново переоптимизировать бизнес-процесс».

Компании — первопроходцы эксперимента стали центрами компетенции по внедрению маркировки. Представители других компаний, которые еще только подбираются к этой задаче, могут побывать у них в гостях и ознакомиться с опытом пионеров маркировки. Такую организованную экскурсию по заводу в поселке Оболенск Московской области при поддержке Росздравнадзора компания «Герофарм» провела 4 октября. А все методические материалы доступны на сайтах Росздравнадзора, Федеральной налоговой службы и Минпромторга.

Вернуться к списку