Елена Максимкина: система лекарственного обеспечения не должна работать по принципу шведского стола

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


6 Апреля 2016

31 марта в ресторане «Зарубежье» прошло очередное заседание Российской ассоциации фармацевтического маркетинга (РАФМ) на тему: «Обязательна ли система лекарственного страхования?».

Выступая с первым докладом «Как, сколько и за что готова платить, платит и должна платить государственная система страхования сегодня», руководитель отдела стратегического консалтинга Aston Group Мария Сдвижкова подчеркнула, что программа ОМС сегодня - это программа обязательного социального страхования, направленная на оказание гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам при наступлении страхового случая. За последние несколько лет, по ее словам, «система далеко продвинулась: ОМС оплачивает все расходы медицинской организации на оказание медпомощи вплоть до капитальных ремонтов». Программа покрывает практически все виды медпомощи, за исключением паллиативной помощи и медицинской санитарной эвакуации.

Бюджет программы ОМС на 2016 год утвержден в объеме 1,5 трлн руб., напомнила г-жа Сдвижкова, при этом по сравнению с 2015 годом он вырос всего на 2% (в прошлом году рост составил 15%). «Выросла и доля ОМС в общих расходах России на здравоохранение - с 51% в 2014 году до 58% - в 2016-м. Однако число регионов, добавляющих собственные средства к субвенциям, сокращается. Если в 2014 году было 75 таких регионов, то в этом году - всего 30», - отметила Мария Сдвижкова.

Ключевым событием эксперт назвала выделение еще одной клинико-профильной группы по медицинской реабилитации. «Утверждены и расширены отдельные перечни КСГ (клинико-статистических групп – прим. Ред.) для круглосуточного и дневного стационаров. Произошло то, о чем давно говорилось и просилось, потому что медпомощь в этих стационарах немного разная, - пояснила г-жа Сдвижкова. - Кроме того, выделено несколько новых групп заболеваний, включающих лечение дорогостоящими препаратами – в первую очередь имею в виду диализ, вирусные гепатиты и новообразования».

С 1 января текущего года полномочия по утверждению тарифов ОМС были переданы с федерального на региональный уровень. Регионы сами устанавливают, какой процент их тарифов пойдет на лекарственное обеспечение, уточнила эксперт. «Основа тарифов ОМС – базовая ставка регионов, средняя стоимость госпитализации, которая рассчитывается просто: берется весь бюджет стационарной помощи, которая входит в ОМС, и делится на число госпитализаций. Если сравнивать 2015 и 2016 годы, то базовая ставка в среднем практически не изменилась - рост составил меньше 1%. При этом по-прежнему велик разрыв минимальной и максимальной ставки в регионах - от 10-11 тыс. до 66 тыс. руб.», - отметила Мария Сдвижкова.

На вопрос, какой объем финансирования потребует включение лекарственного страхования в ОМС, она ответила, что на первом этапе «денег потребуется больше, чем объем льгот лекарственного обеспечения, существующий сейчас». «При оптимизации можно добиться сокращения. Было бы желание - деньги найти можно», - считает Мария Сдвижкова.

Предваряя ответ на тот же вопрос, директор института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович обратилась к аудитории с просьбой не употреблять термин «лекарственное страхование», поскольку «это путает всех». «Страхование в этой истории невозможно - риски лекарственного обеспечения столь велики, что даже весь совокупный капитал всех имеющихся на рынке страховых компаний недостаточен, чтобы взять их на собственное содержание. Мы говорим все-таки о лекарственном возмещении либо понимаем под лекарственным страхованием примерно то же самое, что под медстрахованием, – не страхование как таковое, а некая форма упорядочивания предоставления дополнительной социальной помощи, - пояснила она. - Чтобы рассчитать, надо выбрать, кого и в каком объеме мы хотим обязательно осчастливить».

Специальный гость заседания - директор Департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Минздрава РФ Елена Максимкина также отказалась называть конкретные цифры. «Точно изменится структура потребления. Система лекарственного обеспечения превращается в систему шведского стола – если ты заплатил, то хотя бы насколько-то должен накушать, и чем больше ты накушал, тем лучше. При этом некоторые иногда не понимают, что существуют определенные рекомендации. Мы должны понимать, откуда придут средства. Сейчас сказали: денег нет. Денег нет где? Если говорить о государстве - сейчас бюджет уже распределен, но у населения деньги есть, оно платит», - отметила она.

По словам г-жи Максимкиной, запуск пилотных проектов лекарственного страхования потребует установления референтной цены на лекарственные препараты, поскольку «то, что установлено в качестве предельных цен, по многим препаратам не работает сегодня».

Непростым, и даже главным моментом в эффективной реализации проекта лекарственного страхования Елена Максимкина назвала вопрос информатизации.

Подробнее читайте в «ФВ» №13 (842) от 12 апреля 2016 г.

Вернуться к списку