Интервью Вероники Скворцовой «Российской Газете» о формировании списка ЖНВЛП, о госзакупках лекарственных препаратов и ценах на них в 2017г.

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


11 Декабря 2016

Две горячие темы последних недель и месяцев. Это формирование очередного списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) и возможный отпуск цен на недорогие лекарства стоимостью до 50 рублей. Сначала о перечне. Что в него войдет, сохранятся ли в нем дорогостоящие инновационные лекарства?

 - Три года назад мы полностью изменили подходы к формированию перечня ЖНВЛП. Мы ввели абсолютно четкие критерии, какие препараты должны туда включаться. Во-первых, это доказательства эффективности препарата. Во-вторых, уровень доказательности тех методов, по которым эта эффективность определялась. И третий момент, очень важный, которого раньше не было, - это фармакоэкономический анализ. Бывает так, что препарат очень дорогой, но он "прорывной" по эффективности, позволяет предотвратить смертельные исходы и инвалидность. В этом случае он включается в Перечень. Примером является включенный в 2015 году препарат для лечения диабетической стопы, который позволяет в два раза сократить число ампутаций ног.

Нужно подчеркнуть, что само обсуждение Перечня мы сделали открытым, транслируем заседание комиссии в режиме онлайн на сайте министерства.

Несмотря на экономические трудности, в прошлом году мы список расширили с 608 до 646 международных непатентованных наименований, что соответствует дополнительно 5 тыс. торговых наименований. Всего в Перечень входит примерно 27 тысяч самых необходимых торговых наименований лекарств. Сейчас проект перечня ЖНВЛП на 2016 год находится на утверждении в правительстве. Решается вопрос о том, чтобы на следующий год оставить его соответствующим 2016 году.

 А что будет с ценами на лекарства? Понятно, что этот вопрос интересует всех, но особенно пожилых граждан.

 - С 1 января и по сегодняшний день цены на жизненно важные лекарства стабильные, они изменились на 1%. На лекарства стоимостью до 50 рублей, то есть на самые недорогие, рост также незначителен - на 1,5%. Одновременно с этим мы внимательно следим за наличием лекарств. За этот год, например, были кратковременные проблемы с шестью препаратами, в основном это были противоэпилептические лекарства. Сейчас проблем ни по одной фармакологической группе нет. Даже если какой-то торговой единицы нет, всегда можно подобрать аналоги примерно той же стоимости.

В 2015 году мы изменили методику перерегистрации цен на жизненно важные лекарства. Ввели возможность учета двойной инфляции для российских фармкомпаний, чтобы сохранить их заинтересованность в производстве. Если производитель может доказать увеличение издержек, скажем, за счет того, что повысилась цена привозных субстанций или каких-то других компонентов, то мы позволяем ему проиндексировать отпускную цену на уровень инфляции за текущий год плюс прогнозная инфляция на будущий год.

 Много опасений звучит и со стороны пациентов, и от врачей по поводу госзакупок лекарств для стационаров. Я с удивлением узнала, что именно на лекарства уходит едва ли не треть бюджета здравоохранения - огромные деньги.

 - Для обеспечения стационаров лекарствами принципиальное значение имеет повышение эффективности закупок. По поручению президента мы разрабатываем Единую информационно-аналитическую систему госзакупок лекарств по всей стране. Система позволит, во-первых, следить за планированием тендеров на подготовительном этапе, еще до заключения контрактов. Во-вторых, мы сможем включить режим сдерживания цен, учитывая при проведении торгов средневзвешенную рыночную цену для каждого препарата и задавая как бы ограниченный "коридор" возможностей превышения этой цены.

Такие подходы мы уже опробовали на федеральном уровне, закупая лекарства для федеральных программ. Например, мы сумели существенно снизить цены на антиретровирусные препараты для лечения ВИЧ. На многие позиции цена была уменьшена в 2,5-3 раза, по одному препарату снижение составило в 17,5 раза!

Полное интервью на сайте

Вернуться к списку