IT-анализ складских запасов позволяет добиться существенной экономии.

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


6 Октября 2017

Говоря об оптимизации складских запасов, ряд представителей аптечных сетей расценивает этот бизнес-процесс как рутинный и даже мелкий. Но внедрение новых аналитических IT-решений зачастую выявляет экономию в десятки и сотни миллионов рублей. Ручное регулирование остатков не позволяет повысить оборачиваемость и сбалансировать дефектуру. Замороженные средства в препаратах сопоставимы с инвестициями в ежегодный запуск аптек, признаются руководители аптечных сетей.

Отстаем по-европейски

Покупка «Аптечной сетью 36,6» дистрибьютора Alliance Healthcare весной 2016 г. выявила острую потребность в качественном распределении складских остатков в аптеках. Это понимание привело к внедрению бизнес-аналитики на базе автоматизированных расчетов. Как признает сама компания на одном из форумов IT-решений, «раньше бизнес-процессов по перемещению товара просто не было». Решения об инвестициях в складские остатки по точкам продаж принимались на основе экспертных оценок людей, а не программной аналитики. Многие федеральные сети совсем недавно начали скрупулезно анализировать запасы, опираясь на IT-решения. У небольших региональных сетей воз и ныне там.

В то же время стоит признать, что отечественная фарма незначительно отстала от своих западных коллег. Например, бизнес-эксперт глобального подразделения по взаимодействию с компаниями-производителями и цепочкам поставок IT-компании SAS Кристоф Хартман сообщил, что европейские производители не так давно начали заказывать программы прогнозирования и оптимизации восполнения складских запасов для поставок в сети.

«Методы предиктивного анализа и машинного обучения давно стали реальностью для ритейла, но на фармрынке не используются, — говорит директор по маркетингу компании Intech Константин Тиунов. — Cтолкнувшись с этими технологиями на практике, я был удивлен тому, что на фармацевтическом розничном рынке проще «закидывать» операционные процессы увеличением штата, а не заставлять технологии работать на свой бизнес».

Ноздря в ноздрю

Первыми улучшать оборачиваемость в работе с дефектурой за счет IT-аналитики начали компании, владеющие дистрибуцией и розницей. Например, компания «Ригла», входящая в «Протек» со своими тремя сетями — «Ригла», «Живика» и «Будь здоров!», запустила аналитическую программу: в апреле 2016 г. была внедрена автоматизированная система управления снабжением Symphony.

Также «Ригла» использует программу «еФарма», интегрированную с другими системами компании. IT-решение анализирует информацию об остатках с точностью до часа. «У нас есть инструменты для анализа попозиционной эффективности продаж с учетом и доходной части, и издержек на поддержание товарного запаса. Здесь мы видим еще резервы повышения эффективности. Сейчас ведем достаточно серьезный проект в этой области», — признался «ФВ» зам. генерального директора аптечной сети «Ригла» по информационным технологиям Вадим Горбунов. Руководство компании признает экономическую выгоду от таких систем, как Symphony и «еФарма». Как ранее сообщалось, сокращение складских запасов по всем трем сетям составило 25%, что сопоставимо с экономией в сотни миллионов рублей.

В 2017 г. сеть «36,6» в тестовом режиме почти одновременно с «Риглой» начала внедрять программу по оптимизации запасов с целью повысить оборачиваемость товара. Специально под проекты по бизнес-аналитике был приглашен IT-директор Игорь Лабузов. Руководитель направления прогнозных и аналитических бизнес-приложений «36,6» Денис Ченцов признается, что полностью пришлось переделывать систему автозаказов. Остатки товаров категории D с долгим сроком хранения формировали недополученную прибыль в виде залежей товаров. Со снижением запасов оборачиваемость улучшилась на 50%.

Обычно у директоров сетей существует позиция: чем ниже дефектура, тем больше продажи. В «36,6» картина получилась обратной за счет управления матричной дефектурой. В компании уверяют, что продажи перетекают в аналоги препаратов, не снижая оборот. Но с учетом разной стоимости и снижения потребительского спроса это утверждение можно отнести к спорным. Покупатель не всегда готов приобрести аналог или другую SKU препарата по другой цене. Чтобы лучше изучить потребности и трафик, примерно через полгода «36,6» запустит карты лояльности. Компании придется балансировать между наращиванием трафика и дефектурой. И последнюю придется рассчитать очень внимательно. «Для АС размером более 1 тыс. аптек увеличение запаса только по одному препарату может обойтись в 30 млн руб.», — отметил Денис Ченцов.

Вернуться к списку