Закупки в рамках 44-ФЗ для государственных и муниципальных аптек остались в прошлом. Это стало аргументом для общественников, выступающих против приватизации госпредприятий. Но некоторые сети продолжили процесс акционирования, запущенный в первой половине 2017 г. Как ГУП и МУП расхлебывают последствия законотворчества прошлого года.
На поводу у страхов
Депутаты Новосибирска 16 октября вновь обсудили вопрос о приватизации МП «НАС». Контрольно-счетная палата рассказала о результатах работы сети в 2014—2016 гг. Проверка подтвердила эффективность предприятия, которое не имеет нарушений, долгов и субсидий. «МУП финансово самодостаточно и устойчиво, притом сохраняет свою социальную направленность, работая в отдаленных, не самых выгодных районах и предоставляя скидку льготникам», — рассказала аудитор КСП Ивина Нетисова.
Чистая прибыль компании выросла на 8%, однако по итогам 2017 г. таких результатов ожидать не приходится. Закупки по 44-ФЗ сократили ассортимент сети, вызвали отток клиентов. По словам директора «НАС» Владимира Машанова, ожидаемый оборот составит около 2,3 млрд руб. против 3,2 млрд в 2016 г. «Мы восстанавливаем лояльность покупателей, но были и сложности. В феврале мы пережили кассовый разрыв, летом прошли точку отрицательной рентабельности. Год планируем закончить с прибылью», — отметил он.
Если в 2016 г. оборот аптек сети составлял около 8 млн руб. в день, то в текущем — 6,5 млн руб. Бюджетная комиссия высказала несколько замечаний и по экономике сети. У предприятия выросла валюта баланса и кредиторская задолженность по итогам 2016 г. «Это объясняется инвестициями в развитие за последние два года, например, мы внедрили собственный программный продукт, интернет-агрегатор. Кредиторская задолженность выросла в декабре, когда мы брали средства в долг, чтобы провести масштабные закупки», — пояснил г-н Машанов.
Приватизация продолжается
В целом работа «НАС» не вызвала нареканий и предпосылок для акционирования. А вот в Красноярском крае депутаты решили продолжать приватизацию сети — по плану уже в декабре-январе ГПКК «Губернские аптеки» станет акционерным обществом, рассказала начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета Минздрава Красноярского края Наталья Обухова. «На обеспечение социальных гарантий по лекарственному обеспечению процесс не влияет. Изменение организационно-правовой формы проводится при сохранении государственной формы собственности в виде 100% пакета акций», — отметила она.
Суммарные потери «Губернских аптек» за период работы в рамках 44-ФЗ составили около 400 млн руб., сообщил руководитель пресс-службы сети Анатолий Патюков. Отток посетителей вызвало снижение ассортимента в первой половине 2017 г.
Опасность миновала, но ограничения конкуренции для ГУП и МУП остались. Эти предприятия жалуются на неравные условия работы на рынке и зарегулированность. «Получается, что государственными мы остались только по названию. В отличие от бюджетных организаций мы не получаем дотаций, сами содержим недвижимость, покупаем оборудование и транспортные средства, — говорит директор ГУ ОТП «Фармация» (Сахалинская область) Инна Гребенева. — При этом с частными сетями мы не можем конкурировать, поскольку связаны по рукам и ногам. Например, нам нельзя участвовать в аукционах, объявляемых для субъектов малого предпринимательства, хотя по всем признакам, кроме формы собственности, мы относимся именно к таким компаниям».
Антимонопольное ведомство выступает против ГУП и МУП на конкурентных рынках. Mотивация в этом случае противоположная. «Унитарное предприятие, выходя на конкурентный рынок, через определенный период его монополизирует, а частный бизнес дискриминируется, что приводит к его уходу из сфер деятельности, где он мог бы развиваться», — говорится в докладе ФАС о состоянии конкуренции. Между тем участники рынка, не изменившие юридической формы, ожидают новых сюрпризов от законодателей.