Российский фармрынок в 2016 году вырос на 7%.

Наша задача - разработать технологии и спроектировать системы управления бизнес-процессами наших клиентов для оптимизации и достижения наибольшего экономического эффекта.


3 Мая 2017

Объем фармацевтического рынка России в 2016 году достиг 1 344 млрд рублей, что на 7% выше, чем годом ранее. В 2016 году объемы продаж лекарств в натуральном выражении остались на уровне 2015 года и составили 5,1 млрд упаковок. Стабилизацию потребления в упаковках можно считать переломным трендом – в течение последних трех лет фармацевтический рынок по данному показателю только сокращался.

Основной вклад в рост рынка внес коммерческий сегмент лекарств. Динамика розничного рынка приняла положительную тенденцию в упаковках, а рост в рублях происходил преимущественно за счет ОТС-препаратов. Важной тенденцией современного рынка является переход на генерики, доля которых растет на фоне снижения долей оригинальных препаратов в стоимостном и натуральном выражении.

Другой тренд 2016 года – более высокая динамика продаж отечественных препаратов. Доля лекарств российского производства в целом на рынке по итогам 2016 года составила 29% в деньгах и 61% в упаковках. Заметим, что доля импортных препаратов сокращается, тогда как отечественные лекарства увеличивают свой вес на рынке. Процессы импортозамещения в большей мере заработали в госсегменте. Этому способствовало принятие постановления об ограничении госзакупок импортных препаратов («третий лишний»). Но изменение соотношения отечественных и импортных препаратов идет все-таки невысокими темпами. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: Sanofi, Novartis, Bayer.

Для дистрибуторского и аптечного звена основным трендом 2016 года стала набирающая обороты концентрация.

Сегмент российской фармдистрибуции в последние несколько лет сильно изменился. За последние два года перестали существовать 3 крупных игрока, которые входили в ТОП-20. Освободившуюся нишу заняли крупнейшие российские дистрибуторы, тем самым доля ТОП-3 компаний выросла с 45% до 56%. При этом и конкуренция в тройке лидеров усилилась. В 2016 году первое место вернул себе дистрибутор «Протек», заняв 21,5%. Второе место у дистрибутора «Катрен» с долей 21,2%. ТОП-3 в 2016 году замыкает дистрибутор «Пульс», который в последние годы в среднем растет на 40%.

Консолидация аптечных сетей стала ключевой тенденцией 2016 года. Наилучших результатов в объединении аптек и аптечных сетей добилась Ассоциация независимых аптек «АСНА», заняв 7,8% рынка и представляя интересы 4 215 точек продаж. Среди «традиционных» сетей максимальную долю занимает аптечная сеть «36,6» - 4,7%.

«Прошедший год еще раз показал, что российскому фармрынку нужно еще тонко настраиваться и сбалансироваться, чтобы учесть экономические интересы государства, фармацевтических производителей (и отечественных, и зарубежных) и, самое главное, сделать это таким образом, чтобы отрасль выполняла свою важнейшую социальную функцию — обеспечивала необходимыми препаратами тех, кто в них нуждается. Если же говорить о прогнозах, то в краткосрочной перспективе основным фактором, влияющим на фармрынок, останется финансово-экономическая ситуация в стране. В 2017 году прирост рынка в целом составит порядка 9% в рублях», - отмечает эксперт фармацевтического рынка, генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.

Вернуться к списку