В 2018 г. необходимо снизить порог предельной отпускной цены на воспроизведенные препараты. Об этом говорится в совместном докладе Центра стратегических разработок (ЦСР) и НИУ ВШЭ «Здравоохранение: необходимые ответы на вызовы времени». Администрация президента знакома с документом с мая 2017 г. Предложения, содержащиеся в нем, предварительно одобрили министерства экономического блока.
За все хорошее
ЦСР по поручению Президента РФ Владимира Путина и под руководством Алексея Кудрина разработал стратегию развития России на 2018 – 2024 годы. В мае 2017 г. документ был представлен президенту. В стратегии есть отдельный доклад по здравоохранению, который презентован журналистам 21 февраля 2018 г.
Документ подробно рассказывает, как России реагировать на современные вызовы в области здравоохранения. Какие? В перспективе из-за старения населения и сокращения численности граждан трудоспособного возраста будет расти потребность в медпомощи. Чтобы ее обеспечить, необходимы технологические и управленческие инновации. При этом надо решить существующие проблемы: низкое качество первичной медпомощи, дефицит кадров первичного звена, недостаток компетенций медицинских кадров.
Для начала надо установить новые целевые показатели результатов развития отрасли. Традиционный уровень продолжительности жизни следует дополнить ожидаемой продолжительностью здоровой жизни и индексом активного долголетия. Затем необходимо работать над поддержкой новых медицинских технологий, развитием здорового образа жизни, доступностью качественных медицинских услуг, кадрами, лекарственным обеспечением и, конечно, эффективностью финансирования здравоохранения.
Вне времени
Наибольший интерес для фармы представляет лекарственное обеспечение, которому посвящен отдельный раздел. Он состоит из нескольких пунктов, часть из которых необходимо реализовывать уже сейчас. Например, рационализация лекарственной терапии на основе стандартов или клинических рекомендаций оказания медпомощи, или пересмотр перечней лекарств на основе применения оценок сравнительной клинико-экономической эффективности.
Не обозначен срок пересмотра состава госпрограмм лекарственного обеспечения льготных категорий граждан. Речь идет о решении проблемы дублирования льгот. По-видимому, отсутствие времени выполнения означает, что проблему необходимо решить как можно скорее.
Так же в ближайшее время – в 2018 г., по мнению авторов докладов, надо поработать с ценами на лекарства. В частности, снизить порог предельной отпускной цены на дженерики, начать регулярно пересматривать регистрируемые предельные цены на импортируемые лекарства на основе цен в референтных странах.
Если вспомнить, что стратегия экономического развития, разработанная ЦСР, представлена в мае 2017 г., то можно предположить, что появление в июне того же года проекта новой методики ценообразования для препаратов из Перечня ЖНВЛП неслучайно. Вполне возможно, именно работа над стратегией спровоцировала подготовку проекта методики, а ФАС и Минздрав стали основными разработчиками.
В то же время наряду со снижением цен доклад предлагает и внедрение в практику госзакупок лекарств механизма разделения рисков и расходов. А с этим, как оказалось, беда. По словам генерального директора ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Виталия Омельяновского, вся активность по внедрению проектов по риск-шерингу свернута.
«У нас было решение вице-премьера Игоря Шувалова по внедрению проектов по риск-шерингу. Полтора года мы этим занимались, и сейчас практически все встало. Потому что категорически против выступила Федеральная антимонопольная служба, которая не хочет идти на компромиссы», – сказал он. Еще одна причина задержки – боязнь регионов будущих проверок со стороны контролирующих органов. Виталий Омельяновский попросил ЦСР посодействовать решению проблемы.
В перспективе
С 2019 г. предлагается внедрение программы лекарственного обеспечения в условиях амбулатории для определенных больных. Речь идет о лечении гипертонии и ишемической болезни сердца, обеспечении лекарствами пациентов, перенесших инфаркт, инсульт, операцию на сосудах. Для этих программ предлагается оплата 50% стоимости препарата со стороны государства. С 2021 г. надо вводить еще один проект – амбулаторное лекарственное обеспечение пациентов с хроническими заболеваниями. Процент сооплаты будет зависеть от цены препаратов и заболевания. В перспективе предстоит сформировать систему лекобеспечения, которая распространится на всех пациентов с широким кругом заболеваний.
Для внедрения всех инициатив, прописанных в докладе, в том числе касающихся лекобеспечения, надо до 2024 г. повысить объем расходов на здравоохранение с 3,3% ВВП до 4%, то есть всего на 0,7% ВВП, или на 8,45 трлн руб., из них на лекарственное обеспечение – 871,4 млрд руб.
По словам одного из авторов доклада, директора Центра политики в сфере здравоохранения, зав. кафедрой управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Сергея Шишкина, они просчитали затраты по каждой инициативе, обозначенной в докладе, а макроэкономический блок ЦСР разработал так называемый бюджетный маневр: предложил сократить госрасходы по другим статьям затрат, чтобы обеспечить поставленные цели в здравоохранении.
«Часто предлагают более амбициозные цифры – надо тратить на здравоохранение не менее 5-6% ВВП. Но есть экономические реалии, наши макроэкономисты считают, что за эти 6-7 лет дополнительно 0,7% ВВП на здравоохранение действительно можно изыскать», – отметил он.
Авторы утверждают, что предложенный уровень дополнительных расходов – та граница вложений, которая даст качественные изменения с точки зрения продолжительности жизни и продолжительности здоровой жизни.
Самое главное, что министерства экономического блока одобрили эти инициативы, ряд предложений ЦСР эти ведомства взяли в работу. А вот попадут ли они в предвыборную программу Владимира Путина, скоро станет известно. 1 марта он выступит с ежегодным посланием к Федеральному собранию, которое, как говорят эксперты, и станет своеобразной предвыборной программой.