Вопрос о взаимозаменяемости лекарственных препаратов должен решать только врач в отношении конкретного пациента и такого понятия не должно существовать в административных документах, такое мнение высказал президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский на круглом столе в издательском доме «Аргументы и факты» 16 августа.
«Что будет происходить в аптеках: чем будет руководствоваться провизор, рекомендуя какой-либо препарат? Возникает параллельная классификация классификации по МНН, — возмущается г-н Саверский. — Взаимозаменяемость, установленная экспертным путем, это оценочная классификация. Это будет полем бесконечных конфликтов между экспертными мнениями, ящик Пандоры».
Чтобы следовать существующим нормам, провизорам придется в режиме реального времени следить за судебными решениями по каждому такому спору, коих, по мнению эксперта, будет еще немало.
Исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина уточнила, что на усмотрение провизора или фармацевта возможна синонимическая замена препарата, но аналоговая замена – только по согласованию с врачом.
15 августа Арбитражный суд Москвы поддержал Министерство здравоохранения в споре с Федеральной антимонопольной службой по поводу закупки лекарства для пациентов с гепатитом С. Опираясь на регистрационные досье препаратов с разным действующим веществом (МНН), ФАС пришла к выводу об их одинаковом действии и взаимозаменяемости, обязав Минздрав закупить более дешевый из них. Суд это предписание ФАС отменил.
24 июля 2017 года Верховный суд РФ удовлетворил аналогичный иск ООО «Тева». Компания оспорила письмо ФАС, написанное по запросу компании «Биокад», в котором служба заявила о взаимозаменяемости препаратов «Копаксон-Тева» (дозировка 20 мг/мл) и «Копаксон 40» (дозировка 40 мг/мл) . После публикации письма на сайте ведомства и рассылки в его территориальные органы, оно приобрело силу обязывающего предписания общего характера.
В своем решении Верховный суд признал, что ФАС превысила полномочия, так как не является экспертным органом, обладающим компетенцией для принятия решений о взаимозаменяемости лекарств.